Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных
отношений:
-На получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст.58)
-Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребёнок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах.
-На получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребёнка.
-На заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребёнок остаётся без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (Семейный кодекс РФ, ст.54, 55, 56, 60).На общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребёнком, находящимся в экстремальной ситуации, т.е.
попавшим в больницу, следственный изолятор и т.д. (Семейный кодекс РФ, ст.55).
--На воссоединение с семьёй, в случаях необходимости –получать разрешение на въезд в страну и выезд из неё.
Основные документы, защищающие права ребёнка.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
Декларация прав ребёнка 1959 года.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
Конвенция ООН по правам ребёнка 1990 г.
Конституция РФ (ст.17-63).
Гражданский кодекс РФ (ст.26, 27, 28,29,31- 40).
Семейный кодекс РФ (2 раздел «Права и обязанности родителей и детей», 11 глава «Права несовершеннолетних
детей». Раздел 4 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»).
Уголовный кодекс РФ (ст.20, ст.87 – 96, ст.150 – 157).
Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.5.10; 6.9; 6.11; 7.27; 11.18; 12.24; 12.29; 20.1; 20.3; 20.20; 20.21; 20.22).
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 года №188 – ФЗ (ст.69,70,71 и др.).
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», 1998 г.
Права и обязанности родителей (Семейный кодекс РФ)
Статья 63.
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 65.
- Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
- При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей.
- Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Статья 69.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том
числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Запреты для взрослых.
Первый: дети – не наша собственность. Чужая жизнь и душа не могут принадлежать никому.
Второй: не навешивайте на ребенка ярлыки. Он растет, и все определения его как личности весьма относительны. Плохой, испорченный, глупый, некрасивый, талантливый, послушный, хороший – это только симптомы огромной работы, совершающейся в ребенке, но не результат. Не ставьте окончательных диагнозов!
Ярлык – лучшее средство избаловать любимчика, навечно обратить в серую мышку тихоню и отнять надежду у слабого.
Третий: не укоряйте ребенка, когда он ест, хочет спать, болеет, боится. Нельзя, чтобы ребенок – как бы он ни нашалил, ни надерзил – лег спать не прощенным. Помиритесь до наступления ночи – это древнее, библейское правило.
Четвертый: не забывайте разговаривать с детьми обо всем на свете, даже о взрослых делах и о вашей работе. Наше равнодушие – трагедия для детей. Никакие подарки не восполняют им дефицит родительского доверия.
Акция проводится в знак солидарности с людьми, страдающими аутизмом, и их семьями. Ее цель заключается в информировании общественности, так как без понимания проблемы никогда не будет готовности общества принять людей с расстройством аутистического спектра. Важно всем вместе создать инклюзивное общество- общество, открытое ко всем людям вне зависимости от особенностей развития.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.
Почему синий цвет символизирует поддержку темы аутизма?
Дело в том, что, по статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек.
Принять участие в акции можно следующими способами:
• подсветить синей лампой или гирляндой окна;
• надеть что-нибудь голубого или синего цвета;
• сделать фото себя в одежде голубого цвета;
• подсветить фото профиля голубым.
«Подсвечивая синим, мы выражаем солидарность семьям, в которых есть люди с РАС.
Уважаемые сотрудники и родители (законные представители) обучающихся!!!
Предлагаем Вам 2 апреля 2024 года поддержать акцию «Зажги синим» — сфотографироваться в синем и сделать тематические посты в соцсетях с хэштегами #зажгисиним и #2апреля.