АДООП "Речь на кончиках пальцев" (для детей с ОВЗ)
АДООП "Речь на кончиках пальцев" (для детей с ОВЗ)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речь на кончиках пальцев» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Сказка» г. Черкесска.
Актуальность программы заключается в создании условий для проведения занятий по развитию мелкой моторики рук, на которых дети с ОНР смогут притворить в жизнь собственный творческий потенциал. Данные занятия помогут развить мелкую моторику, тактильно кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность, а также стимулируют проявление творчества; позволяют справиться со страхами и учат детей контролировать свое поведение и эмоции. Это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Данная программа способствует улучшению и ускорению речевого развития детей дошкольного возраста, улучшению качества речи, чёткости звуков, расширению словарного запаса, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Отличительная особенность программы, новизна
Программа предполагает соединение игры, продуктивной деятельности и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение речевых, познавательных, практических и игровых задач. В ходе обучения по Программе учитывается темп усвоения изученных тем, уровень самостоятельности при выполнении творческих работ и тренингов.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная иллюстрация, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
Уважаемые родители !!!
1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог
вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.
2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в нарочно ускоренном - и поэтому «смешном» для малышей темпе).
5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.
6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
7.При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.
11. При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
12. Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
13. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
14. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
15. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
16. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.
17. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
18. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.
19. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые.
Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!
МАЛЯР
Краску мы на кисть набрали
И заборы обновляли!
Выполнять кистями рук плавные движения вверх-вниз, вправо-влево.
ОЧКИ
Бабушка очки надела Соединить кончики большого и указательного пальцев на обеих руках («очки»).
И внучонка разглядела. Приблизить «очки» к глазам.
КАПУСТА
Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы обеих рук
Что за хруст? Сцепить пальцы обеих рук в замок. Попеременно нажимать пальцами одной руки на тыльную сторону другой.
Это что ещё за куст? Разжать и растопырить пальцы.
Как же быть без хруста, если я – капуста!
Соединить кончики пальцев обеих рук, образуя окружность.
Мы капусту руби, рубим. Соединить ладошки. Постучать ребром ладошек по столу.
Мы капусту трём, трём. Сжать пальцы обеих рук в кулачки. Потереть кулачки друг о друга.
Мы капусту жмём, жмём. С усилием сжимать пальцы обеих рук в кулачки.
Мы капусту солим, солим. Сложить большой, средний и указательный пальцы в щепоть и потереть друг о друга.
КАК ЖИВЁШЬ?
Как живёшь? Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Вот так! Показать оттопыренные большие пальцы.
А плывёшь?
- Вот так! Разжать пальцы, вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны.
Как бежишь?
-Вот так! Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
Вдаль глядишь?
- Вот так! Приложить ребро ладони ко лбу.
Ждёшь обед?
- Вот так! Подпереть кулачком подбородок.
Машешь вслед?
- Вот так! Выполнять кистью ведущей руки движения влево-вправо.
Утром спишь?
- Вот так! Лечь щёчкой на сложенные вместе ладошки.
А шалишь?
- Вот так! Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
ДОМИК
Сжать пальцы в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочерёдно, начиная с большого пальца, разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно, начиная с мизинца, сжимать пальцы в кулачок.
В домик спрятались опять
Ритмично разжимать и сжимать пальцы.